Итоги первого года регулирования цен на лекарства

По итогам 2010 года снижение цен в среднем по Российской Федерации в амбулаторном сегменте фармацевтического рынка составило 2,64%, в госпитальном сегменте – 2,58%.
Применение дифференцированных предельных торговых надбавок в амбулаторном сегменте также привело к тому, что в группах лекарственных препаратов стоимостью от 50 до 500 руб. и свыше 500 руб. достигнуто значительное снижение розничных цен – на 3,88% и 6,48% соответственно. Снижение цен на лекарственные препараты в ценовой категории до 50 руб. составило 0,36%.
Стоимость импортных препаратов снизилась на 3,58% в амбулаторном сегменте и на 3,72% в госпитальном. На отечественные лекарственные препараты снижение цен составило 1,52% в амбулаторном сегменте и 1,22% в госпитальном.
Справочно: В течение 2009 года цены росли скачкообразно, по итогам годом показав значительный рост, – в амбулаторном сегменте на 10,8%, а в госпитальном на 16,1%. В отдельных регионах надбавки на лекарства, пройдя через цепочку посредников, достигали 200%.
Главная задача государственного регулирования цен – прекратить спекуляции на рынке лекарств и обеспечить прозрачность ценообразования, чтобы гарантировать доступность самых популярных лекарственных средств. Государственное регулирование цен на лекарственные средства, в силу специфики и социальной значимости этого рынка, введено в большинстве европейских стран.
За счет системы регистрации и регулирования цены удалось стабилизировать цены и прекратить спекуляции и наценки в 100-200% на жизненно важные лекарства.
О методике расчета цен: Методика расчета цен разрабатывалась совместно с отечественными и зарубежными производителями, для чего на регулярной основе проводились совместные встречи. Только после того, как методика была согласована с фармпроизводителями, началась процедура официальной регистрации методики. Эффективное и взаимовыгодное сотрудничество государства и бизнеса, основанное на принципе социальной ответственности, - гарантия, что при принятии решения будут защищены как интересы потребителей, так и производителей. Это основа для стабильного развития всего российского фармацевтического рынка.
Отличительная особенность обновленной методики расчета предельных цен – то, что при расчете цен, учитываются не только рыночная ситуация, но и ряд других показателей.
Для оригинальных и только поступивших в обращение лекарственных препаратов отечественного производства цены буду регистрироваться, исходя из расчета расходов на разработку, производство и реализацию. Для иностранных – на основе данных о минимальном размере цены в государстве производителя и в других государствах, в которых был зарегистрирован препарат. Также для иностранных производителей будут учитываться расходы, связанные с таможенным оформлением и транспортные расходы. Для российских производителей перерегистрация может производиться не чаще одного раза в год в случае изменения цен на сырье, материалы, росте накладных расходов или в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции.
Государственные меры по контролю за ценами не должны ущемлять экономические интересы бизнеса, делая производство препаратов нерентабельным. Поэтому в 2011 году цены отечественных производителей индексированы на уровень инфляции 2010 года, как это предполагалось ранее, а цены зарубежных производителей пересчитаны по курсу ЦБ на 1 ноября 2010 года.
Практика применения государственного регулирования цен доказала, что заложенный принцип регулирования – сработал. Фиксируется и снижение цен, и сохранение доступности. Эти данные подтверждаются, как статистикой Министерства, так и аналитическими компаниями, которые ведут мониторинг цен на фармацевтическом рынке.
Опасения отдельных экспертов, которые предполагали, что введение госрегулирования приведет к резкому сокращению и даже дефициту лекарств на рынке, прекращению выпуску лекарств, уходу с российского рынка зарубежных производителей лекарственных препаратов - все эти предположения на практике не оправдались.
Главное – исчез спекулятивный спрос, который приводил к 200% наценкам на жизненно важные лекарства, которые пользуются наибольшим спросом у россиян.
О перечне ЖНВЛП: В обновленный перечень ЖНВЛП, который был утвержден Правительством РФ в ноябре 2010 года, вошли 522 наименования лекарственных средств. Из них 84 наименования (16,1 %) производятся только отечественными производителями, 162 наименования (31 %) производятся только зарубежными производителями, а производство 276 наименований (52,9 %) лекарственных препаратов осуществляется как российскими, так и иностранными фармацевтическими предприятиями.
Перечень ЖНВЛП на 2011 год сформирован с учетом перечня жизненно-важных лекарственных средств Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), утвержденного в марте 2009 года, а также с учетом предложений и заключений профильных главных внештатных специалистов Минздравсоцразвития России и лекарственной составляющей, действующих в настоящее время стандартов оказания медицинской помощи.
При составлении проекта Комиссия Минздравсоцразвития России принимала во внимание:
  • наличие государственной регистрации и производителя лекарственного препарата; 
  • представление научно обоснованных данных об эффективности и безопасности, преимуществах и/или особенностях действия лекарственного препарата при определенном заболевании, синдроме или клинической ситуации, его терапевтической эквивалентности лекарственным препаратам со схожими механизмами фармакологического действия; 
  • уровень доказательности клинической эффективности не ниже уровня С по Оксфордской классификации (подтверждение эффективности и безопасности в одном или нескольких рандомизированных клинических исследованиях) или на основе многолетнего положительного клинического опыта применения в практическом здравоохранении. 
С учетом международных клинических рекомендаций дополнительно включены препараты для лечения бронхиальной астмы и хронической обструктивной болезни легких. В перечень вошли современные лекарственные препараты, необходимые для оказания медицинской помощи пациентам с ВИЧ/СПИД и вирусными гепатитами; препараты, востребованные в офтальмологии, трансплантологии, онкологической практике, кардиохирургии, терапии сахарного диабета, акушерско-гинекологической практике.
Значительным нововведением проекта Перечня ЖНВЛП на 2011 год является включение ряда средств, которые помогут человеку при отравлении угарным газом, фосфорорганическими соединениями, тяжелыми металлами.
По сравнению с действующим, в проект перечня ЖНВЛП дополнительно включены 37 новых позиций по международным непатентованным наименованиям лекарственных средств. Исключены 16 средств, которые не зарегистрированы на июль 2010 года, а также те, которые не производятся и не ввозятся в РФ.
Разработку перечня вели главные внештатные специалисты Министерства. Это лучшие специалисты России по профильным заболеваниям. У каждого специалиста была сформирована экспертная группа, в которую вошли ведущие ученые, признанные не только в России, но и за рубежом. При разработке за основу был взят аналогичный перечень Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), который существует уже несколько десятков лет. Подобные перечни утверждены более чем 160 странах мира. В перечень входят те препараты, которые отвечают основным потребностям системы здравоохранения с учетом их эффективности, безопасности, доступности.

Возврат к списку